Скоро в школу

Видеоконсультация для родителей будущих первоклассников

Готовность ребёнка к школе. Что это такое?

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Семью будущего первоклассника ждут серьезные изменения - ребенок готовится поступить в школу. И во многом успешность ребенка зависит от правильной родительской позиции. Именно в первом классе и дети, и родители сдают свой ​​первый экзамен, который может определить всю дальнейшую судьбу ребенка, ведь плохой школьный старт часто становится первопричиной всех будущих неудач.

Некоторые родители считают, что ребенка можно подготовить очень быстро перед самой школой, усиленно занимаясь. Но это решение нельзя считать правильным, так как такая «быстрая подготовка» может способствовать психологической перегрузке ребенка. Именно поэтому задача родителей, в меру своих сил и возможностей, пытаться подготовить ребенка к школе - заранее, чтобы улучшить его дальнейшее обучение и предупредить школьную неуспеваемость.

Важно, чтобы ребенок шел в школу готовым физически, но не менее важна готовность психологическая.

Cоставляющими психологической готовности являются:

- личностная готовность;

- волевая готовность;

- интеллектуальная готовность.

Личностная готовность (мотивационная и коммуникативная) выражается в отношении ребенка к школе, к обучению, к учителю и к самому себе. У детей должна быть положительная мотивация к обучению в школе. (Мотивация - это внутреннее побуждение к какой-либо деятельности).      

Картинки по запросу школьники рисунок pngКак правило, все дети хотят идти в школу, надеются быть хорошими учениками, получать хорошие оценки. Но привлекают их различные факторы. Одни говорят: «Мне купят портфель, форму», «Там учится мой друг» ... Однако, это все внешние проявления. Важно, чтобы школа привлекала своей главной целью - обучением, чтобы дети говорили: «Хочу учиться читать», «Буду хорошо учиться, чтобы, когда вырасту, стать ...» Определить мотивацию ребенка в обучении можно с помощью упражнений - игр. В комнате, где выставлены игрушки, ребенку предложите их рассмотреть. Затем садитесь вместе с ребенком и читаете сказку, которую раньше не читали. На самом интересном месте останавливаетесь и спрашиваете, что хочет ребенок: слушать сказку дальше или играть игрушками. Вывод таков: если ребенок хочет идти играть - у него преобладает игровой мотив. Дети с познавательным интересом хотят слушать сказку дальше.                                                                       

Формированию мотивационной готовности способствуют разнообразные игры, где активизируются знания детей о школе. Например: «Собери портфель», «Я иду в школу», «Что у Незнайки в портфеле». Итак, мотивационная готовность - это желание ребенка принять новую для него социальную роль. Для этого важно, чтобы школа нравилась своей главной целью -обучением.                                                                                       

Личностная готовность включает в себя и умение общаться со сверстниками и учителями и желание быть доброжелательным, не проявлять агрессии, выполнять работу вместе, уметь прощать.                                              

Эмоционально - волевая готовность - включает в себя умение ребенка ставить перед собой цель, планировать свои действия, оценивать свои результаты, адекватно реагировать на замечания.                                        

Ребенка ждет нелегкая напряженная работа. От него будут требовать делать не только то, что хочется, но и то, что надо: режим, программа. Дети 6-ти лет, которые психологически готовы к школе, способны отказаться от игры и выполнить указание взрослого.

Что такое «Готовность к обучению в школе?»

Отдавать ребенка будущей осенью в школу или еще год подождать с началом обучения? Многих родителей шестилеток и даже тех, кому еще нет шести, волнует этот вопрос до самого первого сентября. Озабоченность родителей понятна: ведь от того насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успешность ребенка в последующие годы, его отношение к школе, обучение и, в конечном результате, благополучие в его школьной и взрослой жизни.                                                                                                          

«Мой ребенок с трех лет читает, считает, умеет писать простые слова. Ему, наверное, несложно будет учиться в первом классе», - часто можно слышать от родителей шестилеток. Однако навыки, приобретенные ребенком в письме, чтении и счете еще ​​не означают, что ребенок психологически созрел изменить деятельность с игровой на учебную. Кроме того, необходимые личностные качества и мышление малыша просто не успевают развиться, не хватает ни времени, ни сил.                                      

Картинки по запросу школьники рисунок pngЧто же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального (личностного) развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Итак, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую, социальную или личностную готовность к обучению в школе.

Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, а недостатки каждой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успеваемости в школе.                                                                                                                       

Ребенок всегда, независимо от возраста, готов к получению новых знаний, то есть готов учиться, даже если мы специально его обучением не занимаемся. Почему же тогда у некоторых детей при обучении в школе возникают проблемы различного характера? Это можно объяснить следующими причинами:

1. Современная школа может обучать далеко не всех детей, а только тех, которым присущи определенные характеристики, хотя учиться, способны все дети.

2. Школа со своими нормами, методами обучения и режимом предъявляет первокласснику вполне определенные требования. Эти требования жесткие, консервативные и детям приходится приспосабливаться к школе, не дожидаясь изменений со стороны школы.

3. В школу приходят разные дети, но ко всем предъявляются одинаковые требования.

Что должен знать и уметь ребенок, который готовится к школе?

1 . Фамилия, имя свое и родителей;

2 . Свой возраст (желательно дату рождения);

3. Свой домашний адрес; страну, город, в котором живет, и основные достопримечательности;

4. Времена года (их количество, последовательность, основные приметы каждого времени года; месяцы (их количество и названия), дни недели (их количество, последовательность);

5. Уметь выделять существенные признаки предметов окружающего мира, и на их основе классифицировать предметы по следующим категориям: животные (домашние и дикие), страны (южные и северные); птицы, насекомые, растения (цветы, деревья), овощи, фрукты, ягоды; транспорт (наземный, водный, воздушный); одежду, обувь и головные уборы; посуду, мебель, а также уметь разделить предметы на две основные категории: живое и неживое;

6. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;

7. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов;

8. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право - лево, верх - низ и т. д.);

9.  Составлять целое из частей (не менее 5-6 частей);

10. Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанное или прочитанное произведение, составлять рассказ по картине; устанавливать последовательность событий;

11.  Запоминать и называть 6-8 предметов, картинок, слов.

Литература:

1. Авраменко, Н. К.  Подготовка ребенка к школе / Н.К.Авраменко. -  М., 1972. – 48 с.

2. Запорожец, А. В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики   / Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой. -  М., 1980. –  250 с.

свернуть

Рекомендации по подготовке руки дошкольника к письму

На самых ранних этапах подготовки к школе ребёнка необходимо, прежде всего, научить ориентироваться в собственном теле и пространстве. Этот навык формируется ещё в младшем дошкольном возрасте. Но в связи с тем, что это достаточно сложный процесс для детей, уделять этому внимание необходимо постоянно. На последующих возрастных этапах идёт формирование умения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Помочь в этом деле могут игры-путешествия, «бродилки», игры в поиск кладов.

Умение различать правую и левую стороны – важная предпосылка для многих видов деятельности в процессе обучения. Для этого можно использовать следующие упражнения:

  1. научить показывать правую и левую руку;
  2. поднимать поочерёдно правую и левую руку. Учить брать предметы правой и левой рукой;
  3. учить различать другие парные части тела;
  4. показывать правой рукой левые парные части тела (аналогично левой рукой).

Далее необходимо переходить к формированию ориентировки в окружающем пространстве:

  1. определение пространственного расположения предметов по отношению к ребёнку;
  2. определение сторон одного предмета;
  3. определение пространственного соотношения между несколькими предметами.

Эти игры-упражнения представляют собой следующее: взрослый даёт чёткую инструкцию и следит за её выполнением ребёнком. Например, даются 3 предмета – ручка, книга, карандаш. Инструкция: положи книгу перед собой, справа от неё положи карандаш, слева от карандаша положи ручку. Другой вариант – с использованием рисования: нарисовать в центре листа квадрат, а слева от него – круг.

В ходе реализации данного направления работы можно использовать:

  • книжки-раскраски (лучше использовать цветные карандаши);
  • копирование картинок на прозрачную бумагу;
  • рисование и копирование узоров и орнаментов;
  • занятия с пластилином и глиной;
  • выполнение аппликаций отщипыванием с применением техники мозаики, когда на определённый контур наклеиваются кусочки цветной бумаги;
  • нанизывание бус, застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок.

Очень интересным является упражнение «Кукла, ребро, ладонь». Ребёнок последовательно производит следующие движения: удар по столу кулаком, удар по столу ребром ладони, удар по столу ладонью. В таком порядке движения повторяются как можно большее число раз. Задача: выполнять действия в правильной последовательности. Упражнение выполняется сначала одной рукой, потом одновременно двумя.

Для развития мелкой мускулатуры можно выполнять следующие упражнения:

  • одновременное рисование обеими руками, например, геометрических фигур, сначала одинаковых, а затем и разных;
  • одновременное рисование перекрещенными руками на двух листах бумаги;
  • определение предмета, вырезанного из тонкой наждачной бумаги, посредством обведения его контура с закрытыми глазами;
  • игра «Чудесный мешочек», когда в мешок складываются различные предметы, а задача ребёнка на ощупь определить их;
  • игры в песке или крупе, в который закапываются различные мелкие игрушки, а ребёнок их постепенно откапывает и определяет на ощупь, что он нашёл.
свернуть

Готовимся к школе заранее

Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов к встрече с ним в ребенке.

В.Сухомлинский

     Накануне поступления ребенка в школу ответственные родители еще раз задумываются: готов ли он? Из бесед с другими родителями, дети которых тоже собираются в школу, вы неожиданно узнаете, что их ребенок уже бегло читает, сочиняет истории и даже решает уровнения. Иногда список достоинств ребенка может быть самым невероятным. Вы начинаете терзаться угрызениями совести из-за того, что ваш собственный почти первоклассник не обладает всеми этими достоинствами. Не расстраивайтесь. Помните, чт о у родителей часто возникает желание прихвастнуть талантами своего малыша. И это понятно и объяснимо: каждый ребенок для своих родителей - сокровище, безмерно способное и бесконечно талантливое. Не допускайте, чтобы ваш ребенок вдруг ощутил, что он почему-то не оправдывает ожиданий родителей, не имеет бурных успехов, которые есть уже, например, у его друга Вани. Нельзя сравнивать малыша с другими его ровесниками, недопустимо появление упреков и необоснованных, вдруг возросших требований.

     Попоробуем порассуждать. Для начала вспомним, что у каждого ребенка своя схема развития. Держать головку, сидеть, ходить, говорить каждый начинает в свое определенное время и делает это по-разному: кто-то лучше, кто-то хуже. А дальше все зависит не только от генетически заложенных способностей малыша, но и от  того внимания, которое вы уделяли его развитию. Попробуйте, пожалуйста, ответить на некоторые вопросы:

 Вы терпеливо отвечаете на бесконечные "почему?" и, пользуясь возможностью, умножаете его знания о мире вокруг нас?

≈ Вы читаете ребенку добрые детские книжки, интересуетесь, понимает ли он смысл прочитанного?

≈ Вы помогаете малышу учиться рисовать, лепить, вырезать, конструировать, развиваете его фантазию?

≈ Вы прививаете ребенку навыки культуры поведения, учите его трудолюбию, аккуратности, хвалите за умение следовать образцу, желание успешно завершить работу?

≈ Доверительно общаетесь с ребенком, беседуете о школе и школьниках, о необходимости учиться, осторожно предупреждаете о возможных трудностях, формируете уверенность в своих силах?

≈ Уделяете много внимания подготовке малыша к школе: изучаете литературу по этой теме, беседуете с воспитателем детского сада, который посещает ребенок, учитываете рекомендации специалистов по формированию необходимых ученику качеств (развиваете речь, готовите руку к письму, постигаете азы чтения и математики и т.д.)?

     Поставленные вопросы, возможно, заставили вас задуматься. И если на большинство из них вы ответили утвердительно, ваш будущий ученик пойдет в школу с необходимым запасом знаний и первоначальных умений.

     Порой родители удивляются: "В наше время такого не было!" Но сейчас действительно другое время. Уровень развития современного человека очень высок, и начинать развитие надо с самого детства. Зная своего ребенка, вы легко поймете, где надо усилить подготовку. И старайтесь не сердиться на ребенка - он всему научится, только постепенно. Верьте в его силы и помогайте ему.

     При  подготовке ребенка к школе очень важно уделять достаточное внимание тренировке руки. Этот процесс длительный, довольно трудоемкий для ребенка, поэтому лучше проводить его в игровой форме. Часто дети боятся, что у них ничего не получится, иногда их быстро утомляет монотонность письма. Предложите ребенку вместе сочинить сказку и "записать" ее в тетрадь с помощью рисунков. Вместе сходите в магазин и выберите две тетради - в косую линейку и в крупную клетку. Ребенку легче будет в школе учиться писать буквы и цифры, если он уже умеет ориентироваться в тетради, т.е. различает верх и низ страницы, умеет что-либо нарисовать, не выходя за границу клетки, двух клеток и т.д., в тетради по письму умеет сделать какой-нибудь графический рисунок не где попало (как обычно делают малыши), а на строке. Вместе с ребенком вспомните любимые сказки и изобразите сюжет с помощью рисунков. 

     Несколько слов нужно сказать о ножницах и умении вырезать. Конечно, при небрежном обращении с ними это довольно опасный инструмент. Но при осторожном - это замечательные "ножницы-художницы". При вырезании развиваются и укрепляются мышцы кисти руки. Составляя композиции, ребенок развивает творческое воображение и фантазию. Поэтому вместе с малышом, изучив правила техники безопасности, подружитесь с ножницами.

    Всегда создавайте ситуацию успеха, чтобы у ребенка не формировался комплекс неумехи. Начните с самого простого, постепенно поднимая планку. И обязательно работайте вместе: показывайте, хвалите за то, что получилось, при необходимости помогайте. Не всегда есть время? Сложно что-то самим придумать? Оглянитесь вокруг. Сколько возможностей предоставляет мир вокруг нас  творческим людям! Примеры? Вот они!

     Вырезав цветные буквы из газет, можно составить поздравление, афишу или объявление о каком-нибудь семейном событии.

     Из ярких конфетных фантиков получится замечательный "коврик сладкоежек". Малыш сможет вырезать с маминой помощью фигурки знакомых героев сказок, изображенных на конфетных обертках, и красиво разместить их на цветном картоне.

     Из лоскутков ткани можно составить яркую лоскутную аппликацию и украсить ею, например, игровой уголок.

     Накануне какого-нибудь праздника пожелания всех членов семьи друг другу можно написать на ладошках, вырезанных из цветной бумаги.

     Поразмышляйте над мудрым высказыванием: "Каждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста". (П.Пикассо)

     Ребенок будет эрудированным, уверенным в своих силах, творческим, если его вдохновляют любящие родители.

     Воспитывая ребенка, не перекладывайте на его детские плечики взрослые проблемы и опасения. Поверьте, ему достаточно своих детских: познакомиться с ребятами, научиться слушать учителя и находить ответ на вопрос, писать, читать, считать - в общем, становиться учеником.

     Часто родители тревожатся о том, чтобы их ребенок не был обделен учительским вниманием. Можно посоветовать им обязательно посещать родительские собрания, в частных беседах установить тактичные, интеллигентные отношения с учителем. Не стесняйтесь рассказать учителю важные, с вашей точки зрения, сведения из дошкольного детства ребенка, поделиться своими опасениями, попросить уделить внимание по интересующему вас вопросу. Учитель обязательно пойдет вам навстречу и будет ценить вас как ответственных и умных родителей.

     А ребенку желательно прививать золотое правило общения: "Относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе".

     Необходимо, безусловно, хвалить ребенка. Но по мере его взросления должны "взрослеть" и его работы. Конечно, трехлетнему малышу еще не по силам нарисовать и раскрасить картинку по образцу. А вот накануне поступления в школу он уже должен уметь следовать образцу и выслушивать до конца и понимать инструкцию. Вспомните, почти все книжки-раскраски на одной стороне листа содержат образец. Время от времени просите ребенка не просто раскрасить рисунок по своему усмотрению, а раскрасить его так, как показывает образец. При выполнении этого задания у малыша развивается внимание, зрительная память, он прилагает волевое усилие, тренирует аккуратность, у него вырабатывается умение завершить работу и оценить результат своего труда (пока еще с помощью взрослого).

     Играя с ребенком, рисуя, размышляя, объясняйте ему, что он уже большой, почти школьник, покажите красоту и привлекательность хорошо выполненной работы. Особенно хвалите ребенка, когда его работы станут "взрослеть" вместе с ним.

     В формировании характера растущего человека очень велика роль опыта общения с ровесниками и взрослыми. Чтобы избежать психологических травм, уже в дошкольном детстве  знакомьте ребенка с общими правилами любой игры, с необходимостью строго выполнять их, не переделывая под себя. Играть нужно честно! Расскажите малышу, что и вам иногда приходится проигрывать, зато заслуженная победа вдвойне приятнее, чем "подаренная" соперником. Как-нибудь в свободное время понаблюдайте с ребенком за взаимоотношениями игроков, например, в каких нибудь взрослых играх по телевизору, в играх детей во дворе, на спортивной площадке и т.д. Выслушайте мнение сына или дочери об игре и игроках, выскажите свое мнение, вспомните примеры из своего детства. И если вести такие беседы регулярно, ваш малыш освоит сложную науку человеческих взаимоотношений.

Какая радостная весть!

Уже исполнилось мне шесть!

А если человеку шесть

И у него тетрадки есть,

И ранец есть, и форма есть,

И счетных палочек не счесть,

И он читать старается,

То, значит, он (точнее я),

То, значит, он (вернее я),

Он в школу собирается!

     Примерно такие слова вы услышите от своего малыша накануне 1 сентября. Зарядитесь оптимизмом. Настройте ребенка на покорение вершин страны Знаний и - в путь! Вместе вы все преодолеете! Произойдет чудо: ваш ребенок скоро превратится в школьника. А вы с горделивой искоркой в глазах сообщите окружающим: "Мы - родители первоклассника!"

свернуть

Советы и рекомендации родителям

10 заповедей мамы и папы будущего первоклассника

  •  НАЧИНАЙТЕ «ЗАБЫВАТЬ» О ТОМ, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК МАЛЕНЬКИЙ.

Давайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас большой, мы даже можем доверить помыть тебе посуду (вымыть пол, вытереть пыль и т.д.)»

  • ОПРЕДЕЛИТЕ ОБЩИЕ ИНТЕРЕСЫ.

Это могут быть как познавательные интересы (любимые мультфильмы,
сказки, игры), так и жизненные (обсуждение семейных проблем).

  • НЕ РУГАЙТЕ, А ТЕМ БОЛЕЕ НЕ ОСКАРБЛЯЙТЕ РЕБЕНКА В ПРИСУТСТВИИ ПОСТОРОННИХ.

Уважайте чувства и мнение ребенка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя и воспитателя, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему».

  • НАУЧИТЕ РЕБЕНКА ДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ ПРОБЛЕМАМИ.

10 заповедей 2Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.

  • ПРИОБЩАЙТЕ РЕБЕНКА К ЭКОНОМИКЕ СЕМЬИ.

Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему деньги на хлеб и мороженое, комментируя сумму на тот и другой продукт). Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, ходите в магазин вместе.

  • ПОСТОЯННО ГОВОРИТЕ С РЕБЕНКОМ.

Развитие речи – залог хорошей учебы. Были в театре (цирке, кино) – пусть расскажет, что ему понравилось больше всего. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что вам это действительно интересно.

  • ОТВЕЧАЙТЕ НА КАЖДЫЙ ВОПРОС РЕБЕНКА.

Только в этом случае познавательный интерес никогда не иссякнет.

  • ПОСТАРАЙТЕСЬ ХОТЬ ИНОГДА СМОТРЕТЬ НА МИР ГЛАЗАМИ ВАШЕГО РЕБЕНКА.

10 заповедей 1Видеть мир глазами другого – основа для взаимопонимания.

  • ЧАЩЕ ХВАЛИТЕ, ВОСХИЩАЙТЕСЬ ВАШИМ МАЛЫШОМ.

На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш ребенок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.

  • НЕ СТРОЙТЕ ВАШИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НА ЗАПРЕТАХ.

Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины ваших требований, если возможно, предложите альтернативу. Уважение к ребенку сейчас – фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем.

Хорошо ли развита тонкая моторика пальцев рук

Тонкая моторика — это разновидность движений, в кото­рых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются бе­зусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специ­ального развития.

В процессе консультирования по вопросу, готов ли ребенок к обучению в школе, мы часто имеем дело с детьми, у которых очень слабо развиты пальцы рук.

Родителей это беспокоит, так как очевидно, что у таких детей будут трудности с письмом, и они озадачены, как же упражнять пальцы рук, развить силу и выносливость мышц кисти.

В первую очередь, развитие тонкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Поэтому ребенку необходи­мы разнообразные физические упражнения, занятия физкульту­рой.

Далее, постарайтесь ограничить использование в рисовании фломастеров: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки. Предпочтительными должны быть простые и цветные карандаши.

Очень полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности, как лепка из пластилина и глины, рисование и рас­краска (покупайте детям книжки-раскраски), составление ап­пликаций, работа с ножницами (желательно небольшого разме­ра), пришивание пуговиц, вышивание, выжигание, выпиливание, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей.

А когда наступит лето, используйте для трениров ки сбор ягод, выпалывание сорняков и другие виды работ, в которых уча­ствуют мелкие мышцы рук.

Дополнительные, специальные занятия особенно нужны детям с плохим развитием речи, так как существует тесная связь между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики. Если ребенку двух-трех лет удаются изолированные движения пальцев (может показать отдельно один палец, два и т.д.), то обычно у такого ребенка хорошо развита и речь. Поэтому трени­ровка пальцев рук у ребенка является средством повышения его интеллекта, развития речи и подготовки его к письму.

СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ТОНКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК
(игры и упражнения)


Выпрямить кисть, плотно   сомкнуть   пальцы   и   мед­ленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каж­дой рукой.

  • Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочеред­но сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизи­нец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой.
  • Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный
    палец к мизинцу, средний — к указательному.
  • Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направ­лениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем — двумя руками одновременно.
  • Сгибание и разгибание пальцев. Пальцы разомкнуть как
    можно шире, затем сомкнуть и так продолжать дальше.
    Поочередно каждой рукой, затем сразу обеими. Помните эту присказку: «Мы писали, мы писали, наши пальчики ус­тали».
  • Положить руки ладонями вверх. Ребенок поднимает по
    одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой.
    Повторять это упражнение в обратном порядке.
  • Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает
    пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
  • Ребенок зажимает карандаш  средним  и  указательным
    пальцами. Сгибает и разгибает эти пальцы.
  • Положите на стол 10 — 15 карандашей или палочек. Ребенок одной рукой пытается собрать все ка­рандаши (палочки). При этом нельзя помогать другой ру­кой и надо стараться брать карандаши по тонкая моторика (3)одному. Вместо карандашей предложите ребенку собрать пуговицы, горо­шинки и другие мелкие детали.
  • Ребенок зажимает карандаш между средним и указатель­ным пальцами. Далее выполняет движения так, что сна­чала сверху оказывается средний палец, а потом — указа­тельный.
  • Дайте ребенку два небольших шарика или два грецких,
    ореха и попросите его покатать их между ладонями (паль­цы прямые) в одну и другую сторону. А теперь пусть ребенок попробует их перекатывать паль­цами одной руки, вращая то в одну, то в другую сторону.
  • Покажите ребенку такое упражнение: быстро касаться кончиками пальцев большого пальца. В одну сторону, на­чиная с мизинца, и в другую сторону — с указательного пальца. На одной руке, на другой, на обеих сразу.

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ

Ребёнку, поступающему в школу, следует знать и уметь.

  • Свое имя, отчество и фамилию.
  • Свой возраст (дату рождения).
  • Свой домашний адрес.
  • Свой город и его достопримечательности.
  • Страну, в которой живёт.
  • Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
  • Времена года.
  • Домашних животных и их детёнышей.
  • Диких животных.
  • Транспорт наземный, водный, воздушный.
  • Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
  • Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
  • Знать детских поэтов и писателей.
  • Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
  • Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая — левая сторона, верх — низ и т. д.).
  • Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.
  • Запомнить и назвать 6 -10 предметов, картинок, слов.
  • Различать гласные и согласные звуки.
  • Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.
  • Определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы».
  • Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).
  • Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
  • Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.
  • Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 — 35 минут).
  • Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

     Хочет ли Ваш ребёнок идти в школу?

Мы часто слышим жалобы от учителей и, родителей первоклассников на инфантильность детей, на преобладание у них игровых, а не учебных мотивов. Дети приносят в школу какие-то игрушки, играют на уроках и при этом не пони­мают, почему их заставляют расставаться с любимыми куклами, машинками и т.п.

Такие дети обычно воспринимают положительно только игровые ситуации, они не приучены ограничивать свои желания, преодолевать трудности; их пове­дение носит импульсивный (мало обдуманный) характер.

Учение же требует постоянных усилий, необходимости сдерживать, кон­тролировать свое поведение, заниматься деятельностью, которая не всегда нра­вится. Все это может явиться причиной негативного отношения к школе.

В процессе консультирования дошкольников мы часто сталкиваемая с их страхами перед школой: они боятся, что в школе их будут ругать за плохое пове­дение, что у них будет строгая учительница, которая будет ставить двойки, что их будут наказывать родители и т.д.

Обычно эти страхи связаны с тем, что в семье есть дети, посещающие шко­лу, и процесс их учения сопряжен с большим количеством отрицательных эмо­ций, которые накладывают отпечаток и на младшего ребенка-дошкольника.

Или бывает так, что страх передается от родителей. Мама, например, гово­рит: «Боюсь, что будет, когда Алеша пойдет в школу — он такой ранимый, а учителя такие строгие и дети будут его обижать?». Способствует появлению страхов и обсуждение разных «страшных» историй из школьной жизни родителей или детей их знакомых.

Это, конечно, не означает, что нужно «рисовать» только радостные картины будущей школьной жизни или тем более предрекать небывалые успехи в учебе.книга

В связи с этим одним из важных условий благополучного начала обучения в школе, одним из показателей готовности малыша к обучению является его созна­тельное стремление к школе, наличие у него интереса к школьно-учебной дея­тельности, т.е. сформированность школьной мотивации.

Она включает в себя:

  • наличие познавательных интересов (ребенку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий);
  • понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности;
  • минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно-занимательным (дошкольным) элементам деятельности;
  • эмоционально-благополучное отношение к школе.

Что же делать, если у ребенка школьная мотивация отсутствует?

Не играть с ребенком, а только постоянно говорить ему слово «Надо!»?  Но в этом случае мы можем навсегда лишить ребенка интереса к интеллектуальным занятиям, и еще до школы эти занятия будут восприниматься им как тяжелый труд, он так и не научится получать удовольствие от него. В результате процесс обучения в школе будет мукой и для него, и для вас. А если постоянно играть с ребенком, предоставлять ему полную свободу выбора занятий, тогда что же он будет делать в нашей «нормативной» школе?

Ответ на этот вопрос не прост и не однозначен, он требует индивидуального и творческого подхода, а главное, умения уловить момент, когда можно перехо­дить от сформированного игрового мотива к учебному. Ведь потребность в игре и движении сохраняется на протяжении всего периода обучения в начальной школе.

Поэтому, сталкиваясь с нежеланием ребенка что-то делать, в первую очередь думайте не о том, как заставить, а о том, как заинтересовать ребёнка.

 

Как же его заинтересовать?

  • Предоставляйте больше самостоятельности. Пусть ребенок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.
  • Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры.
  • Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми.
  • Задание не должно быть не слишком трудным и не слишком легким. Оно должно быть посильным.
  • Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.
  • Пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение, старание.
  • Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми, только — с самим со­бой. Например, не следует говорить: «Ну, посмотри на Диму, как быстро он выполнил это задание, не то, что ты!» Лучше сказать так: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!» Такой подход будет ориентировать вашего малыша на собственное совершенствование.
свернуть

Как подготовить ребёнка к школе

Раньше готовым к школе считался ребёнок, обладающий определённым запасом знаний. Сейчас психологи и педагоги утверждают, что знания — это не цель, а средство развития ребёнка.

       Главное — это не само знание, а умение им пользоваться, самостоятельно его добывать, анализировать.

     Поэтому самым важным элементом подготовки ребёнка к школе является формирование умения учиться. Учите ребёнка сознательно подчинять свои действия общему правилу (например, читать книгу сидя, соблюдая расстояние от глаз до книги 25—30 см), внимательно слушать говорящего и точно выполнять данное задание, проявлять самостоятельность, инициативу, творчество в любом виде деятельности.

    Расширяйте и углубляйте представления ребёнка об окружающем мире. Если вы не будете отмахиваться от возникающих у ребёнка вопросов, не будете отгораживать его от окружающей взрослой жизни — подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.

    Развивайте устную речь будущего школьника. Как можно чаще читайте своему ребёнку детскую литературу; беседуйте с ним о прочитанных произведениях; чаще просите ребёнка пересказать только что услышанную им сказку или рассказать о том, что интересного он увидел во время прогулки.

Чаще превращайте повседневные просьбы в развивающие задания. Например, для лучшего ориентирования ребёнка в пространстве эффективны следующие задания:

—  Подай, пожалуйста, чашку, которая стоит справа от тарелки.

—  Найди на верхней полке третью книгу, считая справа налево.

—  Скажи, что находится в комнате за комодом, между стулом и диваном, за телевизором.

     Развивайте мелкую моторику с помощью лепки, рисования, штриховки, конструирования из различных дета

лей. Чем лучше развита рука, тем легче ребёнку научиться писать, тем быстрее развивается его интеллект.

     Приучайте будущего первоклассника к школьному режиму — рано ложиться спать и рано вставать. Прививайте ему привычку соблюдать элементарные санитарно-гигиенические навыки: пользоваться общественным туалетом; мыть руки перед едой и др. Учите его самостоятельно одеваться, аккуратно складывать свои вещи, соблюдать порядок.

Воспитывайте у ребёнка позитивное отношение к школе. Попробуйте создать «романтическую обстановку» вокруг школьной жизни, где будут новые друзья, мудрая учительница и целый набор новых впечатлений и эмоций.

    Никогда не запугивайте ребёнка школой: «Вот пойдёшь в школу, там быстро тебя воспитают!»

Чтобы у ребёнка возникло ощущение, что он вступает в новую полосу жизни, кардинально измените его жизнь: сделайте перестановку в комнате ребёнка, придумайте ему новые обязанности по дому и т.д.

свернуть

Учебная зона первоклассника: какой ей быть

К началу учебного года родителям будущего школьника следует подумать не только о школьной форме, но и о том, как организовать рабочее место для своего первоклашки, причем так, чтобы ему было комфортно заниматься здесь уроками и главное — чтобы эти занятия не принесли вред его здоровью.

    Вот самые часто задаваемые вопросы родителей первоклашек, ответы на которые помогут в организации рабочего места школьника.

1. Какой стол необходим первокласснику?

       Для первоклассника нужно особенно тщательно подойти к выбору письменного стола, ведь от габаритов и модели будет зависеть осанка ребенка, его зрение и, что не менее важно, желание учиться. Относительно размеров письменного стола существует несколько жестких правил:

— высота зависит от роста ребенка: первокласснику хватит 45-48 сантиметров. Отправляясь за столом в магазин, возьмите с собой ребенка, только так вы выберете стол, который идеально ему подходит. Письменный стол считается оптимальным, если его край оказался точно на уровне груди сидящего ребенка (тогда он сможет опираться на локти), коленями он не подпирает столешницу снизу, а ноги стоят под прямым углом.

— глубина рабочей поверхности должна составлять не менее 60-80 сантиметров, ширина — 120-160 сантиметров.

         Чтобы не менять стол школьника каждые два-три года, лучше отдать предпочтение трансформируемой модели. Специалисты советуют приобретать для компьютера, который тоже со временем обязательно появится в детской, отдельный стол — делать уроки перед монитором будет неудобно, так что для письма нужна отдельная поверхность. Если комната небольшая и места для двух столов в ней недостаточно, лучше приобрести стол чуть большего размера, например угловой, в одной части которого расположится компьютер, а в другой — останется свободное место для занятий.

2. Где разместить письменный стол в детской?

        Лучше всего письменный стол поставить слева от окна, боком, или справа, но развернув к окну лицевой стороной. Первый вариант удобен тем, что ребенок меньше отвлекается на уличные события, а второй позволяет хорошо освещать рабочую поверхность в дневное время. Дизайнеры часто предлагают превратить в письменный стол весь подоконник. Это действительно отличный вариант для небольшой комнаты.

3. Какой стул выбрать для первоклассника?

       Важно выбрать подходящий стул, ведь от него зависит осанка ребенка. Стул не должен быть слишком высоким: ноги ребенка, согнутые под прямым углом, должны касаться пола, в то время как его спина – спинки стула. Лучше, если это будет удобное рабочее кресло с регулируемыми высотой сиденья и положением спинки, тогла можно будет регулировать высоту и положение стула с ростом ребенка. Сиденье не должно быть глубоким, чтобы во время занятий школьник не горбился и опирался на спинку. От крутящегося стула лучше отказаться и для данного возраста выбрать неподвижную модель.

4. Есть ли требования к мебели для школьника?

       Желательно, чтобы мебель для школьников была выполнена из натуральных материалов: стол лучше купить деревянный. Материал для обивки стула также лучше выбрать натуральный. При покупке мебели для школьника обязательно обращайте внимание на сертификат изделия: он должен соответствовать ГОСТу, разработанному для детской мебели. Пластиковая мебель, а также мебель из древесно-клеевых материалов с пропиткой небезопасны из-за возможных испарений вредных веществ.

5. Как создать идеальное освещение для учебы?

       Чтобы зрение ребенка не пострадало от занятий, лучше всего комбинировать источники света над рабочим столом. Оптимальной считается комбинация настенных бра или светового карниза с отраженным светом и отдельного светильника непосредственно над рабочей зоной.

       Классическая картина — ребенок, сидящий при одной только настольной лампе в темной комнате –  неправильный подход. Если все остальное пространство комнаты затемнено, контраст будет быстро утомлять глаза первоклассника, не приспособленных к таким нагрузкам, и способствовать ухудшению зрения.

6. Как помочь первокласснику организовать порядок за столом?

      Если в письменном столе отсутствуют выкатные ящики, то все необходимые  предметы нужно разместить в пределах доступности – не далее, чем на расстоянии вытянутой руки. Для этих целей могут служить тумбочки, полки и стеллажи, а также передвижные пластиковые контейнеры, расположенные под столом. Если стол расположен около стены без окна, то на ней можно разместить тканевой органайзер с большим количеством кармашков, в которых  поместятся канцелярские принадлежности и другие мелочи, необходимые ребенку во время учебного процесса. Также можно использовать корковые доски, к которым будут крепиться записки и всевозможные вещички.

        Приучайте ребенка к соблюдению порядка на рабочем месте с первого класса. После занятий предложите ему прибрать все принадлежности таким образом, чтобы каждый предмет находился на своем месте, а рабочая поверхность стола всегда оставалась свободной.

7. Можно ли помочь ребенку запомнить распорядок дня?

      В жизни первоклассника многое меняется, главную роль получает распорядок дня. Купите пачку офисной бумаги, яркие маркеры или фломастеры и вместе с ребенком придумайте его первое расписание. Можно использовать готовые картинки или сделать их своими руками и повесить эту доску возле рабочего стола ребенка. Первый месяц такой распорядок дня поможет вашему ребенку привыкнуть к новым условиям жизни, а вам – избежать нервных объяснений и детских слез.

свернуть

Если ребёнок не хочет идти в школу

Если ребенок не хочет идти в школу, то это вызывает тревогу. "Нет, не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут", "хочу, но боюсь", "не хочу в школу - там программа трудная и играть будет некогда".

     Причина подобного отношения к школе, как правило, результат ошибок воспитания детей. Нередко к этому приводит запугивание детей школой, что очень опасно, вредно, особенно по отношению к робким, неуверенным детям ("Ты даже двух слов связать не умеешь, как ты в школу пойдешь?", "Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!").

     Можно понять боязнь и тревогу таких детей, связанную с предстоящим обучением. И сколько же терпения, внимания, времени придется уделить потом детям, чтобы изменить их отношение к школе, вселить веру в собственные силы! Намного разумнее сразу сформировать верное представление о школе, положительное отношение к ней, к учителю, к книге. Здесь родителям нужно помнить, что оно связано не только с расширением и углублением знаний об окружающем, оно определяется воспитательной ценностью, доступностью, достоверностью сообщаемой информации и, что следует отметить особо, способом подачи школьнику.

     Создание эмоционального опыта, последовательное углубление эмоционального отношения к учению в процессе деятельности ребенка - необходимое условие формирования его положительного отношения к школе. Поэтому важно, чтобы сообщаемый детям материал о школе был не только понят, но и прочувствован, пережит им, непременным условием его является включение детей в деятельность, активизирующую, как сознание, так и чувства.

ДЛЯ ЭТОГО МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ:

***семейное чтение художественной литературы о школе;

***организовать книжный уголок о школе в семье для ребенка;

***обращаться при детях к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы;

***просмотр мультфильмов, художественных фильмов, телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением;

***привлечением младших детей к школьным праздникам старших детей;

***рассказы родителей о своих любимых учителях, показ фотографий, грамот, связанных с школьными годами родителей;

***с пословицами, поговорками, в которых славится ум, подчеркивается знание книги, учения;

***создание условий для игры в школу и непосредственное участие в ней (например, в роли учителя).

     Родители должны способствовать формированию у детей таких личностных качеств, которые помогли бы им войти в контакт с одноклассниками в школе, с учителем. Важно, какое место этой проблеме уделяют родители, какова семейная микросреда, успела ли душа ребенка потрудиться в семейных условиях, изолируют или приветствуют родители контакты ребенка со сверстниками во дворе, как оценивают его поведение, взаимоотношения.

свернуть
поделиться в: